УФАС признало жалобы перевозчиков частично обоснованными: МКУ «Городское управление транспорта» выдано предписание - устранить нарушения Закона о закупках

Сфера деятельности: Контроль органов власти

Пермское УФАС России выявило в деятельности МКУ «Городское управление транспорта» нарушение Закона о контрактной системе при проведении конкурсов на право осуществлять пассажирские перевозки по автобусным маршрутам Перми. Учреждению выдано предписание – привести конкурсную документацию в соответствие антимонопольному законодательству.

В антимонопольный орган поступило в общей сложности более 50 жалоб от девяти перевозчиков, считающих, что объявленные МКУ «Городское управление транспорта» торги на обслуживание муниципальных автобусных маршрутов  №№ 11, 19,  45, 51, 55, 59, 74 проводятся с нарушением Закона о контрактной системе. 42 из указанных жалоб рассмотрены, по вновь поступившим девяти заявлениям решение будет принято на следующей неделе.

Заявители полагают, что ряд критериев, по которым оценивались участники закупки и определялись победители конкурса, являются неправомерными и приводят к нарушению антимонопольного законодательства, а именно необоснованному сокращению числа хозяйствующих субъектов, желающих принять участие в торгах, а также созданию преимуществ конкретным участникам закупки.

Пермское УФАС России признало жалобы перевозчиков частично обоснованными, а именно в части установленного заказчиком критерия оценки участников торгов - «Наличие материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании». Этот критерий был предназначен для сравнения перевозчиков  по общему количеству автобусов не старше 35 месяцев с начала их эксплуатации, то есть наибольшее число баллов присуждалось тому участнику закупки, который имеет наибольшее количество автобусов во владении. При этом предельное количество автобусов, при котором ставится максимальный балл, заказчиком не было установлено, а начать оказание услуг можно только автобусами не старше 11 месяцев. Такой критерий отбора ведет к необоснованному ограничению числа участников закупки, так как оценивается общее количество транспортных средств, а не те материальное оснащение и ресурсы перевозчика, которые действительно необходимы для обеспечения услуги.

«Установленный заказчиком критерий не позволяет победить в закупке тем перевозчикам, которые не могут конкурировать с более крупными предприятиями в части наличия, например, более 100 единиц транспортных средств. Этот критерий не связан с реальными условиями оказания услуг, ведь если муниципалитету требует порядка 15 автобусов на линии, то зачем оценивать 100, 200, 300? Следовательно, участники закупки изначально поставлены в неравные условия, что противоречит Закону о закупках. По нашему мнению, указанный критерий является избыточным и необъективным, так как не сопоставим с необходимым для оказания услуг количеством автобусов, и создает неравные условия для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Если говорить о сроках эксплуатации транспортных средств, то в техзадании обнаружилось противоречие: в одном месте допускаются автобусы не старше 11 месяцев, а в другом – не старше 7 лет», - пояснил руководитель Пермского УФАС России Александр Плаксин.

Таким образом, Пермское УФАС России признало в действиях МКУ «Городское управление транспорта» нарушения пунктов 1 и 8 части 1 статьи 54.3 Закона о закупках, что указывает на  признаки правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Пермское УФАС России выдало МКУ «Городское управление транспорта» предписание привести конкурсную документацию в соответствие требованиям Закона о закупках в срок до 19 ноября 2020 года. Кроме того, должностные лица заказчика будут привлечены к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.