Власти Соликамска заключили контракты с перевозчиками, минуя конкурентные процедуры: УФАС вынесло администрации города предупреждение

Сфера деятельности: Контроль органов власти

Пермское УФАС России выявило в действиях администрации Соликамска признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Городские власти в отсутствие правовых оснований создали преимущества в деятельности предпринимателей, осуществляющих пассажирские перевозки на территории муниципалитета.

Администрации Соликамска вынесено предупреждение о необходимости устранить причины и условия, способствовавшие нарушению антимонопольного законодательства. Городским властям надлежит расторгнуть ранее заключенные муниципальные контракты с перевозчиками и принять меры, направленные на соблюдение части 2 статьи 14 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации», чтобы не допускать ограничения или устранения конкуренции.

Пермским УФАС России установлено, что администрация Соликамска заключила муниципальные контракты на выполнение пассажирских перевозок по городским маршрутам № 5, 7, 16, 18, 20, 21, 22, 23, 24, 33 с хозяйствующими субъектами как с единственными поставщиками, то есть без проведения конкурентных процедур.  

Контракты заключались на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. При этом стоимость контрактов с разными предпринимателями составила 23 и 24 рубля. Таким образом, сумма формально не превышала установленный Законом о контрактной системе допустимый предел (300 тысяч рублей). 

Однако выяснилось, что на дату заключения контрактов с предпринимателями администрация Соликамска выделяла им субсидии на возмещение недополученных доходов. Размер субсидий варьировался от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей, например, по маршруту № 16 были выделены денежные средства в сумме, превышающей 970 тысяч рублей.    

Помимо этого, перевозчики были освобождены от обязанности - перечислять заказчику полученный доход (плату за проезд пассажиров и провоз багажа). Так, объем полученных подрядчиками денежных средств в 2019 году по разным маршрутам составил приблизительно от 28 до 59 млн. рублей.

Согласно  ст. 14 № 220-ФЗ, субсидии и полученные перевозчиками доходы должны были учитываться при формировании начальной (максимальной) цены муниципального контракта.  Однако администрация Соликамска эти требования закона проигнорировала, указав формальную цену контракта в размере 23 и 24 рубля, что свидетельствует о не соблюдении заказчиком требований, предусмотренных п. 4 ч. 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

“По сути, сложилась ситуация, при которой перевозчики, с которыми администрация Соликамска заключала муниципальные контракты на пассажирские перевозки, должны были заплатить в бюджет города 23 и 24 рубля. При этом взамен предприниматели получали из бюджета субсидии за перевозку льготных категорий граждан и оставляли себе всю полученную прибыль, исчисляемую миллионами. Между тем, все эти денежные средства должны были учитываться при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, которые должны были заключаться с предпринимателями на основе конкурсных процедур, тем более что этот рынок в Соликамске является конкурентным. В противном случае речь идет о создании необоснованных препятствий для неопределенного круга перевозчиков, т.к. они не имеют возможности участвовать в отборе, чтобы выйти на рынок», - пояснил руководитель Пермского УФАС России Александр Плаксин.    

Таким образом, Пермское УФАС России усмотрело в действиях администрации Соликамска признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и вынесло предупреждение, которое необходимо исполнить в срок до 27 октября 2020 года.