Пермское УФАС России провело публичные обсуждения правоприменительной практики

4 августа 2020 года Пермское УФАС России провело публичные обсуждения правоприменительной практики за 2 квартал 2020 года. Специалисты ведомства рассказали о мерах, принятых в условиях неблагоприятной эпидобстановки, резонансных делах и вынесенных предупреждениях в сферах контроля монополистической деятельности, государственных закупок, рекламы, а также о нарушениях в сферах товарных рынков и контроля органов власти и процедур торгов. Представители органов власти разного уровня, бизнес сообщества и средств массовой информации имели возможность получить ответы на интересующие их вопросы.

Отделом контроля органов власти и процедур торгов во 2 квартале 2020 года было возбуждено 6 дел о нарушении антимонопольного законодательства, из них 1 дело рассмотрено по ст. 17 Закона о защите конкуренции, признано 1 нарушение и выдано 1 предписание, которое было исполнено.

Дело рассмотрено в отношении МАУ «СШОР «Орленок» в действиях которого было признано нарушение ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, а именно нарушение порядка определения победителя торгов.

«Проанализировав предмет и содержание договоров на оказание услуг охраны и контролеров, заключенных между Учреждением и ООО «Частная охранное организация «Алькор», ООО «Частная охранное организация «Борей», ООО «Частная охранное организация «Заря», ООО «Цербер» от 6 августа 2018 года (цена каждого не превышает сумму 400 тысяч рублей), комиссия антимонопольного органа установила, что данные договоры направлены на достижение единой хозяйственной цели, приобретателем по ним является одно и то же лицо, имеющее единый интерес, предметом – обеспечение поддержания общественного порядка и сохранности имущества во время проведения «Пермского международного марафона», в связи с чем фактически образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную несколькими самостоятельными договорами. Объективных условий, препятствовавших Учреждению провести одну закупочную процедуру в конкурентной форме вместо нескольких процедур в неконкурентной форме, ввиду причин технологического, экономического или иного характера, не обнаружено», - сообщила заместитель начальника отдела контроля органов власти и процедур торгов Пермского УФАС России Екатерина Трутнева.

В указанный период отделом контроля органов власти и процедур торгов было выдано 25 постановлений о наложении штрафа на общую сумму 85 тыс. руб., из них 23 исполнено на сумму 45 000 руб.

В общей сложности отделом было рассмотрено 56 жалоб, большая часть из которых подана на действия организаторов торгов в рамках Закона о закупках № 223-ФЗ, из них 21 жалоба была признана обоснованной с выдачей аналогичного количества предписаний, исполненных практически в полном объеме.

Что касается обращений о включении в реестр недобросовестных подрядных организаций в рамках 223-ФЗ, отметим, что отделом было рассмотрено 7 жалоб, из которых 4 организации были включены в РНП.

«В связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией участились случаи уклонения от заключения договора по 223‑ФЗ, а также случаи невыполнения работ по указанным договорам. Пермское УФАС России сформировало различную практику как невключения хозяйствующих субъектов в реестр недобросовестных поставщиков по 223-ФЗ, отказавшихся от заключения договора, так и включения в указанный реестр тех субъектов, которые не доказали отсутствие недобросовестности своих действий по причине неблагоприятной эпидемиологической ситуации. Во 2 квартале 2020 года отделом было выдано 2 предупреждения, которые сейчас находятся в стадии исполнения», - рассказала Екатерина Трутнева.

Отдельного внимания заслуживает деятельность отдела контроля органов власти и процедур торгов в сфере защиты решений Пермского УФАС России в судебном порядке. Во 2 квартале 2020 года состоялось около 50 судебных процессов с участием сотрудников антимонопольного органа, значительная часть из которых завершилась в пользу Управления.

Отметим завершение нескольких знаковых судебных дел, касающихся спора между НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Пермского края» и Пермским УФАС России в части условий банковской гарантии, предоставленной ООО «ВерхнекамПроект», которая была неоднократно отклонена Фондом как несоответствующая положениям Постановления Правительства РФ № 615 по различным основаниям. 

«Кассационные инстанции поставили точку в данном деле, установив, что банковская гарантия Общества в полной мере соответствует требованиям Постановления Правительства № 615. Предписание и решение Пермского УФАС России были признаны законными в полном объеме. На сегодняшний день все акты об уклонении ООО «ВерхнекамПроект» отменены Фондом, а предписание исполнено, с Обществом заключен соответствующий договор», - сообщила заместитель начальника отдела контроля органов власти и процедур торгов Пермского УФАС России Екатерина Трутнева.

В первом полугодии 2020 года отделом контроля на товарных рынках и экономической концентрации рассмотрено 405 заявлений, указывающих на признаки нарушений статьи 10 Закона о защите конкуренции. 75%  жалоб касались необоснованного повышения цен на продукты питания, лекарства и изделия медицинского назначения в период введения ряда предупредительных и ограничительных мер, направленных на сдерживание распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

«Отметим, что по 190 жалобам на повышение цен на продукты питания нарушения не подтвердились. Заявителям дан ответ с разъяснениями в части государственного регулирования цен на продукты питания. Из 113 заявлений на необоснованно завышенные цены на лекарственные препараты, медицинские маски, изделия медицинского назначения половина направлена по подведомственности – в Министерство здравоохранения Пермского края и региональную службу по тарифам, на которые возложен контроль цен на лекарства», - сообщила заместитель руководителя Пермского УФАС России Марина Кудрявцева.

В 1 полугодии 2020 года отделом рассмотрено 18 обращений органов власти и заявлений физических лиц, указывающих на признаки сговора на торгах (нарушение статьи 11 Закона о защите конкуренции). По 5 обращениям (заявлениям) нарушения подтвердились и возбуждены дела. Остальным заявителям отказано в возбуждении дела.

В 1 полугодии 2020 года отделом вынесено 2 решения по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Это дело в отношении АО «Газпром газораспределение Пермь» о признании Общества нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а также дело в отношении банка ВТБ о признании Банка нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В 1 полугодии 2020 года отделом вынесено 2 решения о признании нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции (сговор на торгах). Это дело в отношении  участников аукционов на поставку изделий медицинского назначения в медицинские учреждения Пермского края. Суммарная начальная максимальная цена всех контрактов составила более 57 миллионов рублей; а также дело участников аукционов на поставку медицинской техники для медицинских учреждений Пермского края. Суммарная начальная максимальная цена всех контрактов составила более 16 миллионов рублей.

Кроме того, объявлена резолютивная часть решения по 2 делам о признании нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции (сговор на торгах). Решения находятся в стадии изготовления. Это дело в отношении участников аукционов на реконструкцию улиц, и дело в отношении участников аукционов на поставку детского питания.

За 1 полугодие 2020 года отделом контроля на товарных рынках и экономической концентрации вынесено 21 Постановление о наложении штрафа на сумму 35 миллионов 914 тысяч рублей. Привлечено к административной ответственности 12 юридических и 9 должностных лиц.

Во втором квартале 2020 года отделом контроля закупок Пермского УФАС России рассмотрена 561 жалоба на действия заказчиков, аукционных, конкурсных комиссий. Из них 107 жалоб возвращено, 138 - отозвано. Необоснованными признаны 230 жалоб, 155 - признаны обоснованными и обоснованными в части. По результатам рассмотрения жалоб  выдано 98 предписаний.

«Во втором квартале отделом контроля закупок рассмотрено 141 обращение заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об участниках. Из них 91 обращение об уклонении от заключения контракта, 50 обращений об участниках, контракты с которыми расторгнуты в одностороннем порядке. В реестр включена информация о 28 участниках, уклонившихся от подписания контракта и о 20 участниках, с которыми контракт расторгнут в одностороннем порядке», - сообщила заместитель руководителя Пермского УФАС России Ольга Андрианова.

Особое внимание заместитель руководителя Пермского УФАС России Ольга Андрианова заострила на внесении изменений в Постановление Правительства РФ № 99 “Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг…», которые применяются в отношении закупок, извещения о которых размещены в ЕИС после 09.07.2020 г.

«Прошу обратить особое внимание изменения в градации в пункте 2, где указана начальная (максимальная) цена контракта (цена лота). Для обеспечения федеральных нужд она превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей. Также сейчас необходимо представить документы, подтверждающие опыт работы за последние 5 лет до даты подачи заявки в сфере строительства, капремонта и т.д. Необходимо также помнить, что указанным Постановлением предусмотрен исчерпывающий перечень документов, которые подтверждают опыт. При этом отсутствие каких - либо приложений к данным документам не является основанием для отклонения», - пояснила Ольга Андрианова.

Во 2 квартале 2020 года  отделом контроля монополистической деятельности рассмотрено 17 заявлений от физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц о нарушениях порядка технологического присоединения к сетям ресурсоснабжения и порядка недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии. По результатам рассмотрения жалоб возбуждено 4 административных дела, по 3 из них назначены административные штрафы. Общая сумма штрафов, наложенная управлением за нарушения технологического присоединения к сетям составила 818 000 рублей. Штрафы наложены на ООО “СетьЭнергоТранс”, ОАО “МРСК Урала”, а также должностных лиц ОАО “МРСК Урала” и ПАО “Т Плюс”.

Публичные обсуждения антимонопольного органа проводятся ежеквартально, следующие обсуждения состоятся осенью 2020 года на одной из площадок Пермского УФАС России.