Создали видимость конкуренции: в Чайковском победителя конкурса на право осуществлять пассажирские перевозки определили по формальным критериям

Сфера деятельности: Контроль органов власти

В Пермское УФАС России поступила жалоба от одного из участников открытого конкурса на право осуществлять пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам Чайковского. Торги состоялись в октябре 2019 года. В обращении указывалось на то, что городская администрация провела конкурс, создав видимость конкуренции среди перевозчиков, тем самым нарушив антимонопольное законодательство.  

В ходе рассмотрения жалобы антимонопольное ведомство провело проверку действий администрации Чайковского городского округа на факт нарушения антимонопольного законодательства. В результате жалоба была признана обоснованной.

Пермское УФАС России усмотрело в действиях администрации Чайковского признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которое выразилось в создании дискриминационных условий для участников торгов при установлении критериев оценки заявок претендентов на право осуществлять пассажирские перевозки по городу. 

Противоречие антимонопольному законодательству было выявлено в Постановлении Администрации Чайковского городского округа, регламентирующего конкурсные процедуры по выбору перевозчика на муниципальные автобусные маршруты. Установлено, что в документации фактически отсутствует шкала для оценки участников конкурса по критериям «Количество дорожно-транспортных происшествий» и «Опыт осуществления регулярных перевозок».

«Проанализировав шкалу оценки участников конкурса по критерию «Опыт осуществления регулярных перевозок», мы установили, что всем предпринимателям, независимо от их опыта  работы в сфере пассажирских перевозок, присваивается одинаковое количество баллов. Таким образом, опытные перевозчики ставятся в неравное положение с новичками рынка, поскольку использование данного критерия не позволяет оценить опыт участника в осуществлении регулярных перевозок. А между тем, если мы говорим о безопасности пассажирских перевозок, опыт работы предпринимателя должен быть одним из основных критериев оценки при выявлении победителя конкурса. В данном случае этот критерий номинальный, создающий лишь видимость его установления. Следовательно, цель конкурса – выявить лучшие условия оказания услуг в сфере пассажирских перевозок – не достигается. Наличие в конкурсной документации формальных критериев оценки заявок участников торгов приводит к ограничению или устранению конкуренции на данном рынке», - пояснил руководитель Пермского УФАС России Александр Плаксин.   

Признав жалобу участника торгов на действия администрации Чайковского обоснованной, Пермское УФАС России выдало Управлению жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Чайковского городского округа предписание устранить нарушения, а именно: вернуть заявки участникам, внести изменения в документацию с учетом выявленных нарушений и продлить срок принятия заявок. Однако предписание антимонопольного ведомства власти Чайковского проигнорировали, решив обжаловать его в суде. 

В связи с наличием в действиях властей Чайковского признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Пермское УФАС России вынесло городской администрации предупреждение о необходимости прекратить действия, противоречащие антимонопольному законодательству. Согласно предупреждению, властям Чайковского следует отменить или изменить противоречащие антимонопольному законодательству положения Постановления Администрации Чайковского городского округа о проведении открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок в срок до 10 марта 2020 года. В противном случае будет возбуждено антимонопольное дело.