В Пермском УФАС России подвели итоги «горячей линии» по вопросам нарушения антимонопольного законодательства в сфере рекламы

25 июля специалисты Пермского УФАС России провели «горячую линию» по вопросам нарушения антимонопольного законодательства в сфере рекламы. Приводим ответ на самый часто задаваемый вопрос.

ВОПРОС: Как избавиться от СМС-спама?

ОТВЕТ: Во-первых,  необходимо внимательно прочитать договор на предоставление услуг мобильной связи заключенный с Оператором.  Чаще всего,  в тексте договора содержится пункт,  согласно которому Абонент,  подписывая договор,  выражает свое согласие на получение рекламных сообщений,  в том числе от третьих лиц.

Если же такая норма в договоре отсутствует,  следует обратить внимание на фразу:  «С Правилами (условиями)  оказания услуг связи Абонент ознакомлен и согласен».  В данных документах,  издаваемых операторами связи,  и действующих только в пределах конкретной организации,  может содержаться право оператора на рассылку рекламы,  в том числе от других компаний.  При этом не ждите,  что оператор связи уведомит Вас об изменениях и дополнениях в указанные правила или условия,  он может это сделать всего лишь разместив данный документ на своем официальном сайте.
Во- вторых,  необходимо отметить,  что изменить какой-либо пункт договора или исключить его из текста у абонента не получится,  т.к.  по своей юридической природе данный договор является договором присоединения и заключить его иначе,  как подписать его целиком,  согласившись полностью с теми условиями,  которые предусмотрел оператор,  абонент не вправе.

Таким образом,  если в перечисленных выше документах Вы убедились в выражении согласия на получение рекламы,  для того,  чтобы в дальнейшем не получать надоедливые смски далее следует обратиться к оператору связи с письменным заявлением о том,  что Вы более не хотите получать на свой мобильный телефон рекламные сообщения.
После получения Вашего письменного заявления (должна быть отметка о получении или почтовое уведомление)  оператор ОБЯЗАН прекратить направлять Вам рекламу.  В противном случае,  это будет свидетельствовать о нарушении оператором связи Федерального закона «О рекламе».
 

В то же время,  необходимо различать рекламные сообщения от сообщений информационных,  в которых поименован абонент конкретного номера или указаны иные персональные данные лица,  которому сообщение направлялось.  То есть,  если Вам пришло сообщение вроде:  «Такси за 100  рублей»,  то это реклама,  т.к.  адресована для всех и каждого,  а если «Уважаемый Иван Иванович,  у нас появился новый выгодный тарифный план,  к которому Вы можете подключиться и экономить свои деньги»,  то это уже просто информация,  за которою оператор ответственности не подлежит.  Скорее всего,  номер телефона был оставлен Вами самостоятельно при покупке товаров,  заказе услуг.Если всё же смс-сообщения с рекламой приходят Вам с неожиданным постоянством несмотря на поданное Оператору связи заявление,  это повод обратиться в антимонопольный орган.

При этом необходимо отметить,  что заявление подается в антимонопольный орган по месту государственной регистрации юридического лица – оператора связи в письменной форме с приложением документов,  подтверждающих признаки нарушения законодательства.  Это могут быть фотографии экрана мобильного телефона,  а также документы о наличии у Вас действующих договорных отношений с Оператором связи и направление ему заявления с просьбой отключить рассылку.

Получив Ваше заявление,  антимонопольный орган вправе наказать виновника за осуществление рассылок без Вашего согласия,  выдав предписание о прекращении нарушения (рассылки)  и наложив административный штраф в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

 Пресс-служба Пермского УФАС России