Акт проверки администрации Ленинского района Перми

09.02.2017 г.                                                             г. Пермь

АКТ ПРОВЕРКИ № _____

 

На основании Приказа о проведении внеплановой проверки № 20-п от 25.01.2017 г., в связи с поступившей информацией (вх. № 000318-17 от 12.01.2017 г.) в период с 02.02.2017 г. по 09.02.2017 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю была проведена внеплановая проверка соблюдения администрацией Ленинского района г.Перми  (далее – Заказчик) требований Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках) при заключении муниципальных контрактов №№ СЭД-26-01-11-139, СЭД-26-01-11-140, СЭД-26-01-11-141, СЭД-26-01-11-142.

Продолжительность проверки: с 02.02.2017 г. по 09.02.2017 г.

Предметом настоящей проверки является проверка соблюдения Заказчиком  требований  Закона о закупках при заключении указанных выше контрактов.

В ходе проведения проверки Инспекцией установлено следующее.

12.01.2017 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю поступила информация (вх. № 000318) из контрольно-аналитического департамента администрации г. Перми о нарушении должностными лицами Заказчика требований Закона о закупках.

Инспекцией установлено, что  30.12.2016  г. в КАД поступило уведомление Заказчика (исх.№ СЭД-26-01-18-209) и прилагаемые к уведомлению документы о заключении в соответствии с п.9 ч.1 ст.93 Закона о закупках четырех муниципальных контрактов с единственным исполнителем от 29.12.2016, в т.ч.:

№ СЭД-26-01-11-139 с ООО «Частная охранная организация «Цербер-Пермь» - на оказание услуг по охране общественного порядка на объекте по адресу: г. Пермь, ул. Петропавловская, д.14 (цена контракта 696 960,00 руб., срок оказания услуг – с 01.09.2016 г. по 30.12.2016 г.),

№ СЭД-26-01-11-140 с ООО «Частная охранная организация «Цербер-Пермь» - на оказание услуг по охране общественного порядка на объекте по адресу: г. Пермь, ул. Достоевского (2-ая Луначарского), д.4 (цена контракта 696 960,00 руб., срок оказания услуг – с  01.09.2016 г. по 30.12.2016 г.),

№ СЭД-26-01-11-141 с ООО «Фонд профсоюзного имущества» - на оказание услуг по временному проживанию расселенных жителей дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Достоевского (2-ая Луначарского), д.4 (цена контракта 393 250,00 руб., срок оказания услуг с 31.08.2016 г. по 30.12.2016 г.),

№ СЭД-26-01-11-142 с ООО «Фонд профсоюзного имущества» - на оказание услуг по временному проживанию расселенных жителей дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Петропавловская, д.14 (цена контракта 269 850,00 руб., срок оказания услуг – с  31.08.2016 г. по 07.11.2016 г).

В соответствии с ч.2 ст.93 Закона о закупках  к уведомлению о заключении контрактов от 30.12.2016 г. приложены копии заключенных контрактов, отчеты об обосновании закупки у единственного исполнителя, копия предварительного договора на оказание услуг по обеспечению общественного порядка и безопасности от 29.02.2016 с копиями 11 дополнительных соглашений к данному предварительному договору.

В качестве обоснования заключения контрактов с единственным исполнителем в соответствии с п.9 ч.1 ст.93 Закона представлены протоколы заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Перми (далее - КЧС) от 26.02.2016 № 3, от 24.03.2016 № 4, от 21.04.2016 № 5, от 16.12.2016 № 17, протокол внеочередного заседания КЧС администрации Ленинского района г.Перми от 04.04.2016 № 2.

Представлено также распоряжение администрации г. Перми от 27.12.2016 № 180 «О выделении бюджетных ассигнований резервного фонда администрации г. Перми», согласно которому администрации Ленинского района г. Перми выделены бюджетные ассигнования в сумме 2 057 020,00 руб. для оплаты мероприятий, связанных с отселением жителей аварийных домов № 14 по ул. Петропавловской и № 4 по ул. Достоевского (2-я Луначарского) и оплату услуг частного охранного предприятия по обеспечению общественного порядка и безопасности, а также имущества.

Как было установлено в ходе проверки, ранее Заказчиком в КАД направлялись уведомления от 25.05.2016 г. № СЭД-26-01-18-95, от 24.06.2016 г. № СЭД-26-01-18-109, от 14.10.2016 г.  № СЭД-26-01-18-174 о заключении контрактов на проведение аналогичных работ с этими же исполнителями по данным объектам, с приложениями копий следующих контрактов:

от 24.05.2016 № СЭД-26-01-11-66 с ООО «Частная охранная организация «Цербер-Пермь» - на оказание услуг по охране общественного порядка на объекте по адресу: г. Пермь, ул. Петропавловская, д.14 (цена контракта 560 160,00 руб.);

от 24.05.2016 № СЭД-26-01-11-67 с ООО «Фонд профсоюзного имущества» - на оказание услуг по временному проживанию расселенных жителей дома, расположенного по адресу: г.Пермь, ул. Петропавловская, д.14 (цена контракта 299 000,00 руб.);

от 23.06.2016 № СЭД-26-01-11-75 с ООО «Фонд профсоюзного имущества» - на оказание услуг по временному проживанию расселенных жителей дома, расположенного по адресу: г.Пермь, ул. Достоевского (2-я Луначарского), д.4 (цена контракта 84 500,00 руб.);

от 23.06.2016 № СЭД-26-01-11-76 с ООО «Частная охранная организация «Цербер-Пермь» - на оказание услуг по охране общественного порядка на объекте по адресу: г. Пермь, ул. Достоевского (2-ая Луначарского), д.4 (цена контракта 146 880,00 руб.);

от 13.10.2016 № СЭД-26-01-11-91 с ООО «Фонд профсоюзного имущества» - на оказание услуг по временному проживанию расселенных жителей дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Петропавловская, д.14 (цена контракта 602 700,00 руб.);

от 13.10.2016 № СЭД-26-01-11-92 с ООО «Частная охранная организация «Цербер-Пермь» - на оказание услуг по охране общественного порядка на объекте по адресу: г. Пермь, ул. Петропавловская, д.14 (цена контракта 708 480,00 руб.);

от 13.10.2016 № СЭД-26-01-11-93 с ООО «Частная охранная организация «Цербер-Пермь» - на оказание услуг по охране общественного порядка на объекте по адресу: г. Пермь, ул. Достоевского (2-ая Луначарского), д.4 (цена контракта 708 480,00 руб.);

от 13.10.2016 № СЭД-26-01-11-94 с ООО «Фонд профсоюзного имущества» - на оказание услуг по временному проживанию расселенных жителей дома, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Достоевского (2-ая Луначарского), д.4 (цена контракта 399 750,00 руб.).

К уведомлениям были также приложены вышеуказанные решения КЧС, распоряжения администрации г. Перми от 27.04.2016 № 47, от 27.05.2016 № 62, от 29.09.2016 № 121 «О выделении бюджетных ассигнований резервного фонда администрации г. Перми».

Из содержания протокола КЧС от 26.02.2016г.  № 3 следует, что частичное разрушение дома по ул. Петропавловская, 14, произошедшее 26.02.2016 в 07.00 часов, признано аварийной ситуацией с угрозой перерастания в чрезвычайную, в связи с чем администрации Ленинского района поставлена задача организовать отселение жителей дома в пункты временного размещения, маневренный фонд с 18.00 час. 26.02.2016 г., департаменту общественной безопасности администрации г. Перми организовать охрану дома силами УМВД России по городу Перми до 09.00 час. 29.02.2016 г.

Постановлением  администрации г. Перми от 26.02.2016 № 133  введен режим повышенной готовности для органов управления и сил районного звена территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Пермского края (далее – районное звено) в связи с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации в результате аварийной ситуации в жилом многоквартирном пятиэтажном доме по ул. Петропавловской, д.14.

29.02.2016 г. Заказчиком заключен предварительный договор с ООО «Частная охранная организация «Цербер-Пермь» на оказание услуг по обеспечению общественного порядка и безопасности, а также охраны имущества жилого дома по ул. Петропавловская, 14 со сроком исполнения с 15.00 часов 29.02.2016 г. до 00.00 часов 31.03.2016 г.

05.04.2016 г. администрацией Ленинского района г. Перми заключено дополнительное соглашение с ООО «Частная охранная организация «Цербер-Пермь» к вышеуказанному предварительному договору на услуги по охране еще одного объекта, а именно, жилого дома по ул.2-я Луначарского, д.4.

В качестве обоснования заключения данного дополнительного соглашения представлен протокол внеочередного заседания КЧС администрации Ленинского района г. Перми от 04.04.2016 г. № 2. Из данного протокола следует, что 04.04.2016 г. в 19.45 часов произошло частичное обрушение торцевой кирпичной стены жилого дома с возможным обрушением кровли по адресу: г. Пермь, ул. Достоевского (2-Луначарского), д.4 – ситуация признана аварийной, режим повышенной готовности для органов управления и сил районного звена не вводился.

Постановлением администрации города Перми от 08.08.2016 № 566 режим повышенной готовности для органов управления и сил районного звена в связи со стабилизацией аварийной ситуации в жилом многоквартирном доме по ул. Петропавловская, 14, связанной с возможным обрушением элементов конструкций здания, отселением основной массы жителей и отсутствием необходимости привлечения органов управления и сил районного звена в режиме повышенной готовности отменен. Постановление вступило в силу с 12.08.2016 г.

Согласно п.1 ст.24 Закона о закупках заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом ч.5 ст.24 Закона установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями гл.3 Закона.

В соответствии с п.9 ч.1 ст.93 Закона о закупках заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на поставку товара, выполнение работ или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме в случае, когда применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.

Инспекция отмечает, что при выполнении срочных работ в целях устранения аварийной ситуации, когда объем предстоящих работ и их стоимость нельзя определить заранее, возможно заключение контракта после выполнения аварийных работ и определения фактических затрат. При этом в контракт, заключаемый в соответствии с п.9 ч.1 ст.93 Закона о закупках, Заказчиком в обязательном порядке включается соответствующее условие. Данный алгоритм заключения контракта с единственным исполнителем не противоречит п.9 ч.1 ст.93 Закона о закупках, который не содержит указания о сроках и моменте заключения контракта на выполнение срочных работ в целях устранения аварийных ситуаций. До заключения контракта в соответствии с п.9 ч.1 ст.93 Закона о закупках между Заказчиком и Исполнителем возможно заключение преддоговорного соглашения, определяющего порядок и сроки определения фактических затрат, стоимости работ и заключения контракта.

Вместе с тем, учитывая то обстоятельство, что первоначальные мероприятия по устранению угрозы жизни и здоровью людей были своевременно организованы (отселение жителей домов, охрана общественного порядка, а также имущества жильцов на данных объектах), отменен режим повышенной готовности для органов управления и сил районного звена по аварийному жилому дому № 14 по ул. Петропавловская с 12.08.2016, а по аварийному жилому дому № 4 по ул. Достоевского (2-я Луначарского) режим повышенной готовности для органов управления и сил районного звена не вводился, Заказчик имел возможность контролировать ситуацию в течение длительного времени, что в свою очередь позволяло провести конкурентные процедуры, тогда как контракты №№ СЭД-26-01-11-139, СЭД-26-01-11-140, СЭД-26-01-11-141, СЭД-26-01-11-142 заключены администрацией с единственными исполнителями в соответствии с п.9 ч.1 ст.93 Закона о закупках 29.12.2016, т.е. спустя 10 месяцев с момента принятия первоочередных мер по устранению жизни и здоровью людей по ул. Петропавловская, 14 (с 26.02.2016), 8 месяцев - по ул. Достоевского (2-я Луначарского), д.4 (с 04.04.2016).

Антимонопольный орган отмечает, что в  силу п.3 ч.1 ст.1 Закона о закупках, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт);

Согласно части 2 статьи 8 Закона о закупках, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу части 1 статьи 24 Закона о закупках заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о закупках конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Согласно ч.5 ст.24 Закона  о закупках, Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Частью 2 статьи 48 Закона о закупках предусмотрено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о закупках.

Как указано выше, пунктом 9 ч.1 ст.93 Закона о закупках предусмотрена возможность заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.

Исходя из смысла п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках, основанием осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) является возникновение потребности в определенных товарах, работах, услугах вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, когда применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.

 Таким образом, заключение муниципального контракта без проведения процедур возможно, если возникновение потребности продиктовано, в частности, чрезвычайной ситуацией  природного характера,  действием непреодолимой силы, что и было сделано Заказчиком изначально.

Вместе с  тем, необходимо обратить внимание на следующее.

В соответствии с ч. 3  ст. 401 ГК РФ, непреодолимая сила характеризуется двумя основными признаками: чрезвычайностью и непредотвратимостью. Кроме того, обстоятельства непреодолимой силы не являются прогнозируемыми.

Иными словами, обстоятельства, которые стороны не могли предвидеть и предотвратить. Законодательство РФ не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств, которые можно признать чрезвычайными и непредотвратимыми.

К обстоятельствам непреодолимой силы, то есть наступление чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, можно отнести: стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, пожар, тайфун), обстоятельства общественной жизни (военные действия, террористические акты, эпидемии, забастовки, локауты, мятежи, гражданские воны, железнодорожные катастрофы) и др., то есть такие явления, воздействие которых происходит извне и непредотвратимо.

В соответствии с абз. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Как указано выше, первоначальные мероприятия по устранению угрозы жизни и здоровью людей были своевременно организованы, режим повышенной готовности для органов управления и сил районного звена не вводился, и, как следствие, Заказчик имел возможность провести конкурентные процедуры.

При указанных обстоятельствах Заказчиком нарушены положения ч.5 ст.24 Закона о закупках.

В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.7.29 КоАП РФ- принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 2.1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей  (контракты №№ №№ СЭД-26-01-11-141, СЭД-26-01-11-142).

В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.29 КоАП РФ  - принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей (контракты №№ СЭД-26-01-11-139, СЭД-26-01-11-140).

ВЫВОД:

1. Администрацией Ленинского района г.Перми  при заключении муниципальных контрактов №№ СЭД-26-01-11-139, СЭД-26-01-11-140, СЭД-26-01-11-141, СЭД-26-01-11-142 нарушены требования ч.5 ст.24 Закона о закупках.

2. Предписание об устранении нарушений требований Закона о закупках не выдавать.

3. Материалы проверки передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.

Руководитель Инспекции                                                                                                Е.С.Субботина

 

Члены Инспекции:                                                                                                           О.Н.Андрианова

 

                                   К.В.Политов      

С актом проверки ознакомлен, копию акта получил:

 ____________________________________________________________________________2017 г.

(Ф.И.О., должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица)

 

Отметка об отказе руководителя проверяемого лица (его уполномоченного представителя, иного должностного лица) подписать акт _________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

Файлы для скачивания

r300_administraciya_leninskogo_rayona_g.permi_akt.doc
Тип файла: doc
Размер файла: 0.09 МБ