Акт проверки ГБУЗ "СМЭУ"

АКТ ПРОВЕРКИ

 

г. Пермь                                                                                                                                       « 27 » июля 2016 г.                                                                                            

 

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 24.06.2016 г. № 264-п была проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации (статей 11 и 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции») в отношении Государственного казенного учреждения здравоохранения особого типа Пермского края «Пермское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы» (ГКУЗОТ «ПКБСМЭ») (ОГРН 1025900917514, ИНН/КПП 5904082630/590401001, адрес: 614077, Пермский край, г.Пермь, ул. Старцева, д. 61 ; 614002, Пермский край, г.Пермь, ул. Фонтанная, д. 12).

 

Продолжительность проверки: с 27.06.2016 г. по 27.07.2016 г. включительно.

 

Акт составлен Литвиновым Павлом Игоревичем - ведущим специалистом-экспертом отдела контроля органов власти и процедур торгов Пермского УФАС России.

 

Лица, проводившие проверку:

- Плаксин Александр Владимирович, исполняющий обязанности заместителя руководителя Управления (номер служебного удостоверения 13799);

- Баранов Дмитрий Егорович,  начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов (номер служебного удостоверения 12464);

- Литвинов Павел Игоревич, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов (номер служебного удостоверения 11517);

- Ваганова Елизавета Дмитриевна, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов (номер служебного удостоверения 11515);

- Анущенко Галина Алексеевна, специалист 1-го разряда отдела контроля органов власти и процедур торгов (номер служебного удостоверения 15071);

- Шилов Дмитрий Александрович, ведущий специалист-эксперт отдела контроля на товарных рынках и экономической концентрации (номер служебного удостоверения 14071);

- Бородич Юрий Михайлович, ведущий специалист-эксперт отдела контроля на товарных рынках и экономической концентрации (номер служебного удостоверения 4805);

- Казеев Виктор Андреевич, специалист-эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией (номер служебного удостоверения 11516);

- Клюев Денис Александрович, специалист 1 разряда финансово-административного отдела (номер служебного удостоверения 11863).

 

При проведении проверки присутствовали:

- и.о. начальника ГКУЗОТ «ПКБСМЭ» Акишин Александр Николаевич;

- заведующий городским отделением судебно-медицинской экспертизы трупов (ГОСМЭТ) ГКУЗОТ «ПКБСМЭ» Бородулин Дмитрий Валерьевич.

- медицинский регистратор ГОСМЭТ Рычкова Екатерина Георгиевна.

 

Предметом проводимой проверки является соблюдение ГКУЗОТ «ПКБСМЭ» требований статей 11 и 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Период, за который была проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации: 2014-2015 гг.

 

Срок проведения проверки: с 27.06.2016 г. по 27.07.2016 г. включительно.

 

В ходе проверки были получены и исследованы выборочно следующие документы и информация:

  1. устав ГКУЗОТ «ПКБСМЭ», свидетельство о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о постановке юридического лица на учет в налоговом органе;
  2. технический паспорт здания по адресу: г. Пермь, ул. Старцева, 61;
  3. должностные инструкции медицинского регистратора, санитара, медсестры (лаборанта), врача - судебно-медицинского эксперта и заведующего городского отделения судебно-медицинской экспертизы трупов ГОСМЭТ;
  4. договоры аренды помещений с ИП Нагнибеда О.Е.;
  5. входящая и исходящая корреспонденция;
  6. файлы с рабочих компьютеров сотрудников ГОСМЭТ Адриан И.Н. и Бородулина Д.В.;
  7. документы, подтверждающие ведение ИП Нагнибеда О.Е. предпринимательской деятельности на территории ГКУЗОТ «ПКБСМЭ»;
  8. иные необходимые для проведения проверки документы и информация.

 

По результатам анализа представленных документов и информации установлено следующее: 

 

1. В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится в том числе организация проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

В ч. 2 ст. 58 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ указано, что в Российской Федерации проводится в том числе такой вид медицинской экспертизы как судебно-медицинская экспертиза.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется в процессе судопроизводства государственными судебно-экспертными учреждениями и государственными судебными экспертами, состоит в организации и производстве судебной экспертизы.

Объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому производится судебная экспертиза. Исследования проводятся также в отношении живых лиц (ст. 10 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ).

Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы (ст. 10 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ).

В силу ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные. Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Согласно п. 1.1 Устава Государственного казенного учреждения здравоохранения особого типа Пермского края «Пермское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы» (ГКУЗОТ «ПКБСМЭ»), утвержденного приказом Агентства по управлению учреждениями здравоохранения Пермского края от 02.08.2011 г. № СЭД-28-01-04-151, Учреждение создано для оказания государственных услуг и выполнения работ в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти Пермского края.

В силу п. 1.11 Устава для осуществления уставной деятельности Учреждения в своем составе имеет следующие структурные подразделения и обособленные объекты:

Здание по адресу:

614077, Пермский край, г. Пермь, ул. Старцева, 61.

- городское отделение судебно-медицинской экспертизы трупов;

- судебно-гистологическое отделение;

- медико-криминалистическое отделение;

- судебно-химическое отделение.

Здание по адресу:

614002, Пермский край, г. Пермь, ул. Фонтанная, 12.

- отделение судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и др.лиц;

- судебно-биологическое отделение;

- молекулярно-генетическое отделение;

- судебно-биохимическое отделение

- судебно-химическое отделение

- химико-токсикологическое отделение;

- отделение сложных экспертиз;

- организационно-методическое отделение.

Целью деятельности Учреждения является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям, а при необходимости иным физическим и юридическим лицам в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством проведения судебно-медицинской экспертизы (исследования) (п. 2.1 Устава).

Основные виды деятельности Учреждения поименованы в п. 2.3.1 Устава, иные виды деятельности – в п. 2.3.2 Устава.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, учредителем Учреждения является Министерство здравоохранения Пермского края – исполнительный орган государственной власти Пермского края (п. 1.1 Положения о  Министерстве здравоохранения Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 18.09.2012 N 880-п).

 

2. В ходе проведения проверки Инспекцией Пермского УФАС России выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях ГКУЗОТ «ПКБСМЭ», выразившиеся в нижеследующем.

01.08.2010 г. между  ГКУЗОТ «ПКБСМЭ» (арендодатель) и Индивидуальным предпринимателем Нагнибеда Олегом Евгеньевичем (арендатор) (ОГРНИП 306590707500037, ИНН 590704597730) заключен договор аренды № 01/2010, согласно которого арендатору предоставляется во временное владение и пользование недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности Пермского края, и закрепленное на праве оперативного управления за арендодателем (нежилые помещение 1-го этажа № 1, части помещения № 12, (Литер А), общей площадью 28 кв.м., расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Старцева, д. 61) с арендной платой 104 028,42 руб. (с НДС) в год сроком до 01.07.2015 г.

17.03.2015 г. между ГКУЗОТ «ПКБСМЭ» (арендодатель) и ИП Нагнибеда О.Е. (арендатор) заключен договор аренды № 26 ЕП, согласно которого арендатору предоставляется во временное владение и пользование недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности Пермского края и закрепленное на праве оперативного управления за арендодателем (часть помещения № 9 площадью 8 кв.м., часть помещения № 12 площадью 10 кв.м. на 1 этаже 2-этажного здания колумбария с цокольным этажом, расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Старцева, д. 61) на срок с 02.07.2015 г. по 01.07.2018 г.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ИП Нагнибеда О.Е. является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг.

В ходе проведения осмотра помещений здания ГКУЗОТ «ПКБСМЭ» (ГОСМЭТ) (далее – Учреждение) по адресу: г. Пермь, ул. Старцева, 61, Инспекцией установлено, что действительно часть помещений Учреждения (каб. № 101, 111, а также малый зал) находятся в пользовании у ИП Нагнибеда О.Е. Лица, являющиеся работниками ИП Нагнибеда О.Е., осуществляют в данных помещениях продажу ритуальных товаров и оказание коммерческих ритуальных услуг – подготовку тел умерших к захоронению (санитарно-гигиеническая обработка, косметическая обработка, укладка тела в гроб, вынос тела в гробу и т.д.).

Согласно объяснениям Учреждения (исх. № 01.07.2016 № 12/366), оно не оказывает ритуальные услуги, к которым относятся в том числе услуги по предпохоронной подготовке тела к захоронению, поскольку это не относится к уставной деятельности Учреждения. При этом, в целях удовлетворения потребности жителей г. Перми в оказании сопутствующих ритуальных услуг, в том числе услуг по предпохоронной подготовке тел умерших, Учреждением с ИП Нагнибеда О.Е. без проведения торгов и на основании п. 14 ч.1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключен вышеуказанный договор аренды от 17.03.2016г., которым предусматривается сдача в аренду свободных площадей, договоров с иными лицами у Учреждения нет.

Однако фактическое использование ИП Нагнибеда О.Е. помещений Учреждения осуществляется им не в соответствии с заключенным договором аренды. Так, нет оснований полагать, что ИП Нагнибеда О.Е. использует только часть от помещений № 9 и № 12. Согласно паспорту здания площадь помещения № 9 составляет 29,8 кв.м., помещения № 12 - 25,2 кв. Как помещение № 9, так и № 12 не разделяются каждое внутри на составные части, которые были бы изолированы друг от друга стеной и т.п. Использование малого зала ИП Нагнибеда О.Е. договором аренды не предусмотрено вообще.

В соответствии с установленным порядком, поступление трупов в Учреждение фиксируется в журнале регистрации трупов, являющимся внутренним ведомственным документом Учреждения, ведение которого является обязанностью медицинского регистратора (согласно должностной инструкции медицинского регистратора Учреждения). Указанный журнал должен вестись в регистратуре Учреждения на 1-м этаже. После проведения судебно-медицинской экспертизы труп подлежит выдаче родственникам умершего (иным уполномоченным лицам) для последующего захоронения. Перед выдачей тела санитаром после вскрытия осуществляется обмывание тела водой, его одевание, укладка в гроб. За данные манипуляции плата не взимается. В журнале регистрации трупов при выдаче тела медицинским регистратором проставляется соответствующая отметка (дата выдачи трупа, № свидетельства о смерти и кому выдан труп).

Учитывая изложенное, Инспекция в ходе осмотра выявила факт того, что журнал регистрации трупов в части проставления отметок о выдаче тел умерших ведется в помещениях, арендуемых и используемых ИП Нагнибеда О.Е.

Согласно объяснениям, полученным от медицинского регистратора Рычковой Е.Г., а также пояснениям Учреждения, регистрация выдачи тел путем проставления соответствующих отметок в журнале регистрации трупов входит в должностные обязанности Рычковой Е.Г. (п. 5.26 должностной инструкции медицинского регистратора).

При этом установлено, что сама Рычкова Е.Г. является в то же время работником ИП Нагнибеда О.Е. в должности менеджера, имеющим от последнего доверенность на оформление в Учреждении документов на погребение. Рычкова Е.Г. осуществляет заключение договоров на оказание ритуальных услуг от имени ИП Нагнибеда О.Е. Рабочее место Рычковой Е.Г. как сотрудника Учреждения расположено в помещении, арендуемом ИП Нагнибеда О.Е., а не в регистратуре.

Из изложенного следует, что после проведения судебно-медицинской экспертизы тела умерших при соответствующем волеизъявлении родственников передаются ИП Нагнибеда О.Е. путем их доставления в помещение, которое используется предпринимателем для оказания платных услуг по предпохоронной подготовке тел, договоры на которые заключаются Рычковой Е.Г. После проведения предпохоронной подготовки фактически именно работник ИП Нагнибеда О.Е. осуществляет выдачу тела умершего родственникам (или похоронным агентам ритуальных организаций, имеющим необходимые доверенности) путем проставления соответствующих отметок в журнале регистрации трупов.

Согласно объяснениям ИП Нагнибеда О.Е. (исх. № 02-16 от 06.07.2016г.) услуги по предпохоронной подготовке тел умерших оказываются им на основании заключенного в соответствии с Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» договором на выполнение услуг по организации похорон и предоставление связанных с ними услуг. Кроме договора, заказчик подписывает также бланк добровольного информированного согласия на предпохоронную подготовку тела и акт выполненных услуг. В подтверждение оплаты оформляется квитанция. Документы, подтверждающие передачу Учреждением тел ИП Нагнибеда О.Е., отсутствуют. Доступ к телу умершего, в отношении которого был заключен договор, осуществляется лицами, имеющими доверенность от ИП Нагнибеда О.Е., копия которой предоставляется в Учреждение.

Ведомственные нормативные документы, регламентирующие передачу Учреждением тел умерших ритуальным организациям для предпохоронной подготовки, отсутствуют.

От ИП Нагнибеда О.Е. представлены документы, подтверждающие заключение с родственниками умерших договоров и произведение ими оплаты оказанных ритуальных услуг (42 договора). Тела данных умерших поступали в Учреждение в 2015-2016 гг. и впоследствии передавались ИП Нагнибеда О.Е. для предпохоронной подготовки, а затем выдавались Учреждением родственникам (или похоронным агентам ритуальных организаций, имеющим необходимые доверенности).

Информации о том, каким образом родственники (иные лица) умерших, тела которых поступили в Учреждение, узнают об услугах ИП Нагнибеда О.Е., не представлено. Каких-либо рекламных объявлений ИП Нагнибеда О.Е. на территории Учреждения не обнаружено. Вместе с тем, согласно данным, представленным по запросу антимонопольного органа в рамках проверки из Министерства здравоохранения Пермского края (вх. № 010284 от 22.07.2016г.), на действия сотрудников Учреждения в 2015 г. имелись жалобы родственников умерших по фактам навязывания соответствующих платных услуг по предпохоронной подготовке, хотя проведенные проверки нарушений не выявили. Данную информацию Инспекция принимает к сведению.

Кроме того, Инспекцией также установлено, что в интересах ИП Нагнибеда О.Е. действуют и другие сотрудники Учреждения, а именно:

- Адриан И.Н., занимающая должность медицинской сестры и одновременно являющаяся менеджером ИП Нагнибеда О.Е.;

- Бородулин Д.Е., занимающий должность заведующего городским отделением судебно-медицинской экспертизы трупов и одновременно являющийся менеджером по развитию ИП Нагнибеда О.Е.

В ходе изучения файлов с рабочего компьютера Бородулина Д.В. среди прочих обнаружены документы, связанные с предпринимательской деятельностью ИП Нагнибеда О.Е., в частности, проект договора между ИП Нагнибеда О.Е. и ПМУП Ритуальные услуги на оказание услуг по предпохоронной подготовке тел умерших, объявление о деятельности ИП Нагнибеда О.Е.

В ходе изучения переписки с адреса электронной почты Бородулина Д.В. d_borodulin_perm@mail.ru, доступ к которой был предоставлен с его согласия, Инспекцией обнаружено в том числе следующее:

- входящее письмо (16.11.2015 г. 10:53) от rustle68@mail.ru (владимир чашкин) с текстом: «Пожалуйста посмотрите, исправьте если есть необходимость, необходимо подписать, сегодня сумма уже прошла» с прикрепленным файлом – «договор ИП Нагнибеда новый.doc» ;

- исходящее письмо (22.11.2015 г. 20:38) в адрес: «Марина», «А.М. Онянов» с прикрепленными файлами – «договор ИП Нагнибеда _ МУП ноя 2015.doc» и «Прейскурант ЧП на предпохоронку.doc» (документы представляют собой проект договора между ИП Нагнибеда О.Е. и ПМУП Ритуальные услуги на оказание услуг по предпохоронной подготовке тел умерших и прейскурант цен ИП Нагнибеда О.Е. на услуги предпохоронной подготовке тел умерших) ;

- входящее письмо (15.12.2015 г. 20:24) от manaraga77@mail.ru с текстом: «Надо поставить печать, поставить каракулю за Нагнибеду и скан отправить в Клин Ксении Моисеенко» с прикрепленным файлом – «Доверенность на КЛИН для ПЭК 5000 шт.doc» (документ представляет собой доверенность от имени ИП Нагнибеда О.Е. на Транспортную компанию «ПЭК» на получение в ОАО «Клинский комбинат картонной упаковки» патронов картонных);

- исходящее письмо (07.09.2015 г. 09:32) в адрес nas@novochem.ru с текстом: «Добрый день! Анастасия Сергеевна! 5 литров раствора прошу выслать индивидуальному предпринимателю О.Е. Нагнибеда. Реквизиты в приложении» с прикрепленным файлом – «Реквизиты Нагнибеда ОЕ_томск.doc» (документ представляет собой реквизиты банковского счета ИП Нагнибеда О.Е., где также указаны адрес доставки: 614077, г.Пермь, ул. Старцева, 61 (морг) и телефоны контактного лица Бородулина Д.В.);

- входящее письмо (17.03.2015г. 8:39) от mayashka@mail.ru c текстом: «Дмитрий Валерьевич, доброе утро. Я попрошу вас об одной просьбе. Пусть О.Е. Нагнибеда не приезжает раньше 11 утра подписать договор аренды. Спасибо»;

- входящее письмо (29.09.2016 г. 20:35) от rs12@mail.ru (Сергей Рыков) с текстом «В рамках договоренностей» с прикрепленным файлом «договор с храмом Андрея Первозванного.doc» (документ представляет собой проект договора между храмом Святого Апостола Первозванного г. Перми Пермской Епархии РПЦ и ИП Нагнибеда О.Е. об осуществлении организационно-информационного взаимодействия в сфере развития спектра и повышения качества конкурентоспособности предоставляемых услуг населению. Лицом, выступающим от имени ИП Нагнибеда О.Е. по доверенности от 24.06.2013 г. указан Бородулин Д.В.) ;

- входящее письмо (13.01.2016 г. 13:50) от cherencova_la@mail.ru (заместитель начальника ГКУЗОТ «ПКБСМЭ» по экономической работе Л.А. Черенцова) с прикрепленным файлом «губина.xls» (документ представляет собой справка о доходах физического лица формы 2- НДФЛ на Губину П.С. (налоговый агент - ИП Нагнибеда О.Е.)

- входящее письмо (27.02.2016 г. 23:20) от evacherry@yandex.ru (Евгения) с прикрепленными файлами: «Ведомость через банк фев.xls» и «налоги 2015.xlsx» (документы представляют собой платежную ведомость (унифированной формы № Т-53) ИП Нагнибеда О.Е. (на сумму 507 313,00 руб.) по перечислению средств 23-м физическим лицам; таблицы Excel «январь 2015 налоги НАГ» и  «февраль 2015 налоги НАГ» с разбивкой по заработной плате, налогов и обязательных взносов за Онянова А.М. и Бородулина Д.В.

Помимо прочего, на рабочем месте медицинской сестры Адриан И.Н. обнаружена записная книжка и бумаги (в т.ч. прайс-листы), из анализа содержания которых следует, что Адриан И.Н. осуществляет иную помимо работы в Учреждении деятельность, направленную на оказание коммерческих ритуальных услуг.

В каб. № 201 на рабочем месте сотрудника в приемной заведующего ГОСМЭТ обнаружены графики работы менеджеров ИП Нагнибеда О.Е., среди которых числятся также вышеназванные сотрудники Учреждения.

 

3. Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ч. 2 ст. 1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии со ст. 16 Закон о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащая в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (п. 18 ч. 1 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Так, из смысла Закона о защите конкуренции следует, что в качестве соглашения рассматривается любая договоренность, которая в отдельных случаях может иметь форму договора, однако всегда предполагает намеренный и целенаправленный двусторонний (многосторонний) обмен информацией, характеризующей поведение лиц, достигших договоренности, в отношении товарного рынка, а также в отношении иных лиц. В части согласованных действий определяется, что такие действия должны быть заранее известны каждой из сторон, результаты которых соответствовали бы интересу этих сторон – ограничить конкуренцию. Квалифицирующими признаками применительно к статье 16 Закона о защите конкуренции выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.

Исходя из положений Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также Устава ГКУЗОТ «ПКБСМЭ», Учреждение обеспечивает реализацию полномочий органа государственной власти Пермского края в сфере осуществления судебно-медицинских экспертиз, из чего следует, что на Учреждение распространяются антимонопольные запреты, в том числе установленные ст. 16 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество в том числе являющееся частью или частями помещения, здания, строения или сооружения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество (п. 14).

С учетом изложенного, из совокупного анализа обстоятельств и доказательств, установленных Инспекцией в ходе проведения проверки, следует вывод о наличии между Учреждением и ИП Нагнибеда О.Е. (хозяйствующий субъект) недопустимых с точки зрения антимонопольного законодательства согласованных действий, которые в том числе приводят либо могут привести к наступлению негативных последствий для конкурентной среды на рынке оказания ритуальных услуг на территории города Перми. Действия со стороны отдельных руководителей и сотрудников Учреждения направлены на прямое предоставление преимущественных условий ИП Нагнибеда О.Е. в осуществлении им хозяйственной деятельности в сфере оказания ритуальных услуг путем использования ими своего служебного положения в Учреждении, что сопряжено, в том числе, с извлечением из совершения таких действий личной выгоды.

Имеются основания полагать, что вышеописанные согласованные действия совершаются единообразно и синхронно на протяжении длительного периода времени.

В связи с изложенным, в действиях Учреждения и ИП Нагнибеда О.Е. усматриваются признаки нарушения ст. 16 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, в действиях Учреждения также выявлены признаки нарушения ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, выразившегося в фактической сдаче ИП Нагнибеда О.Е. без проведения торгов в аренду помещений, больших по площади, и иных помещений, чем это предусмотрено договором аренды № 26 ЕП от 17.03.2015 г. Инспекция отмечает, что путем совершения указанного нарушения ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции достигается в том числе цель осуществления согласованных действий обозначенных лиц.

 

Выводы Инспекции: в действиях Государственного казенного учреждения здравоохранения особого типа Пермского края «Пермское краевое бюро судебно-медицинской экспертизы» выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

 

1) статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем совершения между Учреждением и ИП Нагнибеда О.Е. (хозяйствующий субъект) недопустимых с точки зрения антимонопольного законодательства согласованных действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке оказания ритуальных услуг на территории города Перми.

 

2) части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем фактической сдачи ИП Нагнибеда О.Е. без проведения торгов в аренду помещений, больших по площади, и иных помещений, чем это предусмотрено договором аренды № 26 ЕП от 17.03.2015 г.

 

 

 

 

Акт проверки составлен на 10 (десяти) листах в 2 (двух) экземплярах.

 

 

Подписи лиц, проводивших проверку:

 

 

Руководитель инспекции                                                                                         А.В. Плаксин                             

 

 

Члены инспекции                                                                                                       Д.Е. Баранов

           

                                              

                                                                                                 П.И. Литвинов

 

 

Е.Д. Ваганова

 

 

Г.А. Анущенко

 

 

Д.А. Шилов

 

 

Ю.М. Бородич

 

 

В.А. Казеев

 

 

Д.А. Клюев

 

 

 

С актом ознакомлен(а), копию акта со всеми приложениями получил (а):

 

 

 

 

 

«____»__________________ 2016 г.                          ____________________________________

                                                                                        (Ф.И.О., должность руководителя, иного

                                                                                       должностного лица или уполномоченного

                                                                                              представителя проверяемого лица)

 

 

 

 

Литвинов Павел Игоревич,

+7 (342) 235-14-95.

to59-litvinov@fas.gov.ru