Разъяснение пункта 121 Приказа ФАС России от 10.02.2010 N 67

Вопрос: согласно п. 121 Приказа ФАС РФ от 10.02.2010 г. №67 установлен перечень документов необходимых для подачи заявки на участие в аукционе юр. лицам и ИП. ФЗ от 27.07.2010 г. №210-ФЗ установлен перечень документов, которые исполнитель муниципальных услуг не вправе требовать от претендентов для участия в аукционе, в т.ч выписку из ЕГРЮЛ, ЕГРИП. Исходя из требований ФЗ №210, указанные документы должны быть запрошены исполнителем муниципальной услуги. В настоящее время выписки предоставляются за плату, изготовление составляет 5 дней. В сложившейся ситуации может быть нарушен допуск претендентов к участию в аукционе, так как будет предоставлен не полный пакет документов.

         ОТВЕТ:  В ответ на Ваш запрос  о предоставлении разъяснений пункта 121 Приказа ФАС России от 10.02.2010 N 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Пермское УФАС России) сообщает следующее.

          Пермское УФАС России не обладает полномочиями по разъяснению действующего, в т.ч. антимонопольного законодательства РФ. В соответствии с п. 1.3. Приказа ФАС РФ от 21.12.2007 г. №442 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства» ФАС России осуществляет государственную функцию по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства.

         Тем не менее, Пермское УФАС России полагает возможным обозначить свое мнение по поставленному Вами вопросу.

 В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее также – Закон  об услугах) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия. Действие настоящего Федерального закона распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 настоящей статьи государственных и муниципальных услуг.

Под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

Одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является  заявительный порядок обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг (п. 2 ст. 4 Закона об услугах).

Анализ вышеизложенного позволяет сделать вывод, что оказание муниципальных услуг должно носить адресный характер, т.е. у каждой муниципальной услуги должен быть свой конкретный получатель, который обратиться с соответствующим заявлением (обращением), в т.ч. в орган местного самоуправления, либо подведомственное ему учреждение (предприятие).  

Между тем, Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утверждены Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 во исполнение ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (ч. 1 ст. 3 Закона о защите конкуренции).

Под конкуренцией, в силу п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Таким образом, сам факт организации и проведения органом местного самоуправления торгов, в порядке, утвержденном Приказом ФАС РФ №67, направлен не на удовлетворение потребностей конкретного получателя, обратившегося с заявлением, а на обеспечение прав неопределенного круга лиц – потенциальных арендаторов муниципального имущества, т.е. на обеспечение конкуренции при осуществлении деятельности, в т.ч. органами местного самоуправления.

Следовательно, лица, подавшие заявку на участие в вышеуказанных торгах, не являются заявителями в рамках Закона об услугах, а организация и проведение торгов не является муниципальной услугой.

Руководитель управления                                                                                  Д.Н. Махонин