Разъяснения ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (ответ на запросы Султанова Е.А.)

                В ответ на Ваши запросы (вх. №4550-11, вх. №4547-11, вх. №4548-11, вх. №4549-11 от 06.04.2011 г.) о предоставлении разъяснений ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее – Пермское УФАС России) сообщает следующее.

Пермское УФАС России не обладает полномочиями по разъяснению действующего антимонопольного законодательства. В соответствии с п. 1.3. Приказа ФАС РФ от 21.12.2007 г. №442 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства» ФАС России осуществляет государственную функцию по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства.

Полномочиями по разъяснению применения антимонопольного законодательства, в т.ч. Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», обладает только ФАС России, в связи с чем рекомендуем обращаться по адресу: г. Москва, Д-242, ГСП – 5, 123995, ул. Садовая Кудринская, 11.

Тем не менее, Пермское УФАС России полагает возможным обозначить свое мнение по поставленными Вами вопросами.

1. Будет ли считаться нарушением владение или пользование имуществом, например, 31 день по 1 часу каждый день в течение шести последовательных календарных периодов?

Из разъяснений ФАС России по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» от 02.06.2010 г. следует, что в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, в том числе договоров аренды, может быть осуществлено без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров при предоставлении указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции исчисление срока установлено в днях.

Таким образом, минимальным сроком предоставления прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции является один день, а не определенное количество часов.

2. О разъяснении ч. 4 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции лицо, которому в соответствии с частями 1 и 3 указанной статьи предоставлены права владения и (или) пользования помещением, зданием, строением или сооружением, может передать такие права в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам с согласия собственника без проведения конкурсов или аукционов. При этом общая площадь передаваемых во владение и (или) в пользование третьим лицам части или частей помещения, здания, строения или сооружения не может превышать десять процентов площади помещения, здания, строения или сооружения и составлять более чем двадцать квадратных метров.

 При этом указанное в данной норме ограничение по площади имущества, права на которое могут быть переданы без проведения конкурса или аукциона, - десять процентов от площади находящегося у правообладателя помещения, здания, строения или сооружения, но не более двадцати квадратных метров - относится ко всем договорам, заключаемым правообладателем без проведения торгов, в совокупности.

 Примеры возможной передачи прав на часть или части помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам без проведения торгов:

 - если общая площадь помещения, здания, строения или сооружения, права владения и (или) пользования на которые получены в соответствии с частями 1, 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, составляет 200 кв. метров и более, то общая площадь всех частей помещения, здания, строения или сооружения, которые могут быть переданы во владение и (или) пользование без торгов третьим лицам, не может превышать 20 квадратных метров;

- если общая площадь помещения, здания, строения или сооружения, права владения и (или) пользования на которые получены в соответствии с частями 1, 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, составляет менее 200 кв. метров, то общая площадь всех частей помещения, здания, строения или сооружения, которые могут быть переданы во владение и (или) пользование без торгов третьим лицам, не должна превышать десять процентов общей площади таких помещения, здания, строения или сооружения;

 - если здание площадью 400 кв. метров, права владения и (или) пользования на которое получены в соответствии с частями 1, 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, например, состоит из 5 помещений, площадь каждого из которых составляет 80 кв. метров, то общая площадь всех частей помещений в таком здании, которые могут быть переданы во владение и (или) пользование без торгов третьим лицам, не может превышать 20 квадратных метров, при этом площадь, передаваемая без торгов в каждом из указанных 5 помещений, не может превышать 10 процентов или 8 кв. метров.

 Если общая площадь всех частей помещения, здания, строения или сооружения, передаваемых во владение и (или) пользование третьим лицам, превышает 20 квадратных метров или десять процентов от общей площади помещения, здания, строения или сооружения, то предоставление прав в отношении части или частей помещения, здания, строения или сооружения третьим лицам осуществляется в соответствии с частями 1, 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Часть 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции распространяется на договоры субаренды, перенайма и иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, по которым права и обязанности между сторонами возникли с 23.07.2009 - даты вступления в силу части 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

При этом, по мнению ФАС России, часть 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции может применяться независимо от того, когда был заключен «основной» договор, предусматривающий переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (при условии его заключения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации), на основании которого заключается договор субаренды, перенайма или иной договор, предусматривающий переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, а также независимо от того, какие условия содержатся в вышеуказанном договоре аренды в отношении площади, которую арендатор может передать в субаренду, так как ограничения площади установлены законом.

Кроме того, с учетом норм пункта 1 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции положения части 4 статьи 17.1 указанного закона распространяются на передачу государственного или муниципального имущества собственником, а также государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, за которыми такое имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Государственное или муниципальное имущество, в отношении которого были заключены на новый срок договоры с субъектами малого и среднего предпринимательства на основании части 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции, также может быть предоставлено третьим лицам в соответствии с частью 4 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции без проведения торгов.

3. О возможности привлечения специализированной организации для осуществления функций по размещению заказа путем проведения запросов котировок.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) заказчик или уполномоченный орган (в случае, если такое право предусмотрено решением о создании уполномоченного органа) вправе привлечь на основе контракта или в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, на основе гражданско-правового договора юридическое лицо (далее - специализированная организация) для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса на право заключить контракт (далее также - конкурс) или аукциона на право заключить контракт (далее также - аукцион) - разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона о размещении заказов выбор специализированной организации осуществляется заказчиком, уполномоченным органом путем размещения заказа на оказание услуг для нужд заказчиков в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить контракт, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 настоящей статьи, контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).

Таким образом, до 01.03.2009 г. выбор специализированной организации мог осуществляться путем проведения торгов, запроса котировок цен на товары, работы, услуги, с указанной даты – исключительно посредством размещения заказа на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (в связи с изменением действующего законодательства).

4. Об определении размера арендной платы и необходимости производить независимую рыночную оценку стоимости аренды.

   В соответствии с п. 2.1 Приказа Минстроя РФ от 14.09.1992 г. №209 «Об утверждении Методики по определению уровня арендной платы за нежилые здания (помещения)» оценку стоимости зданий (помещений), находящихся в государственной и муниципальной собственности, подлежащих сдаче в аренду, производят оценочные комиссии, назначаемые территориальными комитетами по управлению государственным имуществом.

Также органами местного самоуправления, как правило, устанавливаются собственные методики определения арендной платы.

 

Руководитель управления                                                                                  Д.Н. Махонин